Форум » Походы » Вернулись » Ответить

Вернулись

Fox: Все приехали, погода супер, грибов и ягод нет собрали более ранние группы. Вода средняя. фото и впечатления чуть позже

Ответов - 2

Fox: Отчет О водном туристическом походе по маршруту: г. Москва – г. Петрозаводск – пос. Лоймола – р. Лоймоланйоки – оз. Сариярви – волок на р. Уксунйоки – р. Уксунйоки – пос. Уукса – г.Лодейное Поле – г.Москва третьей категории сложности в районе Северного Приладожья (Республика Карелия), совершенном с 30 апреля по 8 мая 2008 г. Маршрутная книжка № 1\4 -305 Руководитель группы – Петухов Дмитрий Михайлович Москва 2008г. 1. СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ. 1.1 Паспорт маршрута. 1. Вид туризма: водный 2. Категория сложности: III (усложненная) 3. Средства сплава: 4-местные катамараны – 2; 2-местный катамаран – 1; 4. Район путешествия: Северное Приладожье (Суоярвский и Питкярантский р-ны Республики Карелии) 5. Нитка маршрута: г.Москва – г. Петрозаводск – пос.Лоймола – р.Лоймоланйоки – оз. Сариярви – волок на р.Уксунйоки – р.Уксунйоки – пос.Уукса – г. Лодейное Поле – г.Москва 6. Протяженность маршрута: пешая часть – 5 км, водная часть – 105 км, всего около 110 км 7. Продолжительность активной части маршрута: 7 дней 8. Количество участников: 10 9. Сроки путешествия: с 30 апреля по 8 мая 2008г. 10. Уровень воды: паводковый 1.2 Состав группы. ФИО Год рождения Место работы, должность Место проживания Туристский опыт Распределение По судам Обязанности Петухов Дмитрий Михайлович 1983 МГАУ, аспирант г.Москва, ул Стройковская д2, кв 135 Тумча(Р), Чирка-Кемь(У) Охта(Р) «Аргут» капитан Руководитель Петухов Михаил Евгеньевич 1958 МГАУ, зав.лаб г. Москва, ул Стройковская д2, кв 135 Тумча(У), Чирка-Кемь(Р) Охта(У) «Урал» капитан Зам.руководителя Поляков Алексей Дмитриевич 1982 ЗАО «Рамстрой» Калужская обл., г. Людиново, ул. Котовского, д. 97 МСТА(У) «Аргут» Снаряженец Атрас Николай Анатольевич 1983 МГИУ, зав складом. Г. Москва ул Марш. Федоренко Д.4, кор2 кв 382 Мста(у), Охта(у), Чирка - Кемь(У) Тумча(У) «Урал» Зав.хоз Евдокименко Станислав Сергеевич 1988 МГАУ, студент Калужская обл., г.Медынь ул К. Либкнехта дом 125 Мста(у), Тумча(У) «Аргут» Реммастер Назарова Марина Вячеславовна 1988 МГАУ, студент Калужская обл., г. Сосенский, ул. Космонавтов, д.11,кв.27 Мста(у), Тумча(У) «Урал» Медик Ермилов Максим Николаевич 1987 МГАУ, студент п.Шаховская, ул 1 –ая Советская, дом 46кв 2 Мста(у), Охта(у), Чирка –Кемь(у), Тумча(У) «Урал» Реммастер Петухова Наталия Михайловна 1989 МГАУ, студент г.Москва, ул. Стройковская д2, кв 135 Мста(у), Охта(у), Чирка - Кемь(У) Тумча(У) «Аргут» Летописец, хронометрист. Захаров Анатолий Владиславотич 1984 Прораб, «Стоймонтаж». М.О. Раменский район с.Константиново дом 12 кв 10 Мста(у), Охта(у), «Кулик» Фотограф Ивашко Игорь Юрьевич 1986 МГАУ, студент Г.Видное у л Строительная Дом 25 кв 84 Мста(у), Охта(у), Чирка - Кемь(У), Тумча(У) «Кулик» капитан Казначей 2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ. 2.1 Краткое географическое описание. Маршрут пролегает по территории Суоярвского и Питкярантского районов Республики Карелия, расположенные в Северном Приладожье, отгороженного с севера цепью озёр, самые крупными из которых являются Салонъярви и Суоярви, и р.Ю.Шуя, с востока – платообразной заболоченной Олонецкой - Шокшинской возвышенностью с высотами до 300м. 2.2 Рельеф. Район расположен в прибрежной зоне Ладожского озера, малонаселен, экологически чист, отличается живописными природными ландшафтами (тайга, скалистые и песчаные возвышенности, водопады, разнообразные озёра и реки, ладожские шхеры и фьорды). Относится к Южному озёрному краю Карелии, характеризуется сильно расчленённым рельефом, но с невысокими абсолютными высотами. В Северном Приладожье сочетаются крупные (до 150-180м, наивысшая точка – г.Питсеваара возле оз.Янисьярви – 187м) и мелкие гряды с грядово-холмистыми заболоченными равнинами. Повсюду сохранились в первозданном виде следы Ледникового Периода: озы (следы водно-ледниковых потоков, песчаные гряды высотой до 30-40м, тянущиеся на десятки километров), камы (холмы, образовавшиеся скальным обломочным материалом, возникающем при движении ледника), "бараньи лбы", сельги (каменные гряды). Район представляет интерес как уникальный природный минералогический музей под открытым небом, дающий возможность познакомиться с геологическим строением, разнообразными горными породами. Расположенный на южной окраине Балтийского щита он по своему строению характеризует древнейшую историю Земли на протяжении более 1,5 млрд. лет. Здесь известны месторождениями полиметаллов, ювелирных гранатов, строительных материалов. Природными достопримечательностями района являются Уксинская озовая гряда, объявленная геологическим памятником (находится в 10 км от г.Питкяранта, в окрестностях озера Лоухиярви). Уксинская озовая гряда является памятником деятельности последнего ледника, классический пример развития ледникового ландшафта. Представляет собой систему озовых гряд, центральная часть которых сложена исключительно валунным материалом. Западнее поселка Импилахти часто встречаются неприступные скалы. Особенно живописно побережье Ладожского озера. Извилистый северный его берег образовал многочисленные острова и глубокие заливы – шхеры. Южнее поселка Салми начинается ровный берег с песчаными пляжами и дюнами. 2.3 Климат. Климат умеренно-континетальный с чертами морского, относительно мягкий благодаря Ладожскому озеру, ненамного отличается от климата С-Петербурга (Российского), и намного от С-Петербурга Флоридского. Зима умеренно-холодная, длится с середины ноября по середину марта. Как правило, уже к середине апреля – положительная среднесуточная температура. В случае не поздней весны, во второй половине апреля вскрываются реки, а в мае – озёра. Во второй половине мая почва заметно подсыхает, а заморозки – прекращаются. Долгота дня в Карелии на начало мая составляет около 20-ти часов. Как и почти везде на Севере лето неустойчивое, длится с начала июня по конец августа, теплая и ясная погода нередко сменяется пасмурной и дождливой. В июне появляются комары и мошка, которые исчезают в начале сентября. Белые ночи начинаются с начала июня и длятся до середины июля. На побережье Ладожского озера часто наблюдается сильная рефракция или миражи. В хорошую погоду видны острова Валаамского архипелага, который поднялся из вод озера на расстоянии примерно 40 км к западу. На самом большом из островов расположен Валаамский монастырь, памятник архитектуры и духовный центр мирового масштаба. Благодаря уникальному микроклимату островов монахам удавалось выращивать на своих огородах дыни и арбузы. 2.4 Гидрология Северного Приладожья. Все реки Северного Приладожья относятся к бассейну Ладожского озера и текут в южном направлении. Питание рек преимущественно дождевое, их режим в основном регулируется озёрами и болотами, через которые они протекают.На этих реках бывает высокий весенний паводок, связанный с таянием снега и возможны летние подъемы воды, обусловленные длительными дождями. Самые крупные из многочисленных озёр района: Янисъярви, Руокоярви, Сюскюярви, Сатисенъярви Высота водопада на р.Кулисмайоки около 15 м, это рекорд для Приладожья и всей Южной Карелии. 2.5 Флора и фауна. Большая часть территории поросла хвойными лесами (ель, сосна), все еще богатыми ягодами, грибами и прочей флорой и фауной. Вблизи населенных пунктов встречаются и более экзотические растения: лиственница, кедр. Природными достопримечательностями также являются культуры сосны горной, декоративной породы, единственный в Карелии участок которой (0,6 га) находится на правом берегу р. Уксунйоки в 1,5 км севернее пос.Ууксу. Среди млекопитающих – рысь, куница, норка, хорек, росомаха, барсук, выдра, бобёр, волк, лисица, енотовидная собака, лось кабан. В фьордах и шхерах Ладожского озера водится ладожская нерпа, уникальный представитель озерной фауны занесенный в Красную книгу. Из пресмыкающихся – редко уж, гадюка. Весной гадюки особенно опасны! Птиц насчитывается около 200 видов. Постоянно обитают глухарь, тетерев, рябчик, куропатка. Разнообразны водоплавающие: гагара, чомга, утки, гуси, лебеди. Из рыб повсеместно встречаются окунь, язь, плотва, судак, лещ, налим, а также лосось, форель, сёмга, сиг, ряпушка. Леса и болота населены всеми видами насекомых, присущих таёжной полосе. В летнюю пору появляется огромное количество комаров, мошки, оводов. По этой причине весеннее путешествие в этом районе предпочтительнее. 2.6 Население. На 1 января 1987г. население Карелии составляло 785 тыс. чел. Из них большинство русские (71,3%), белорусы (8,1%), украинцы (3,3%), седьмую часть населения составляют карелы (11,2%), финны (2,6%) и вепсы (0,8%). Наиболее велика доля карельского населения в том числе в районах Северного Приладожья – Суоярвском, Пряжинском и Олонецком. 2.7 Транспортная сеть. Главная железнодорожная магистраль республики Карелия: Москва – Петрозаводск – Мурманск. От Петрозаводска на запад идёт линия на Санкт-Петербург через Суоярви и Соратавалу. От неё вдоль побережья Ладожского озера идёт ветка к основной магистрали: Янисъярви – Питкяранта – Олонец – Лодейное Поле. Автобусным сообщением с Петрозаводском через Суоярви связана Сортавала и Поросозеро, Питкяранта через Олонец. 2.8 История Северного Приладожья. Территория района осваивалась человеком в течение многих тысячелетий. Первоначально заселена еще в эпоху мезолита, примерно 8 тыс. лет назад племенами охотников и рыболовов. Поселения были связаны исключительно с берегами. Начиная с конца первого тысячелетия здесь проживало древнекарельское население "корела". Историческая судьба Северного Приладожья связана с Россией, Швецией и Финляндией. Как исконно русская земля, Питкяранта входила в состав Никольско-Сердобольского погоста Карельского уезда. Первое упоминание о селении Питкяранта в переписной окладной книге Вотской пятины Великого Новгорода относится к 1500 году. Основными занятиями населения было земледелие и промыслы. Уже в конце XVI века Северное Приладожье отличалось высоким уровнем аграрного освоения – сельхозугодия занимали до 3-5% от площади отдельных погостов, а население практически полностью отказалось от занятий охотой. Этому способствовали благоприятный климат и плодородные почвы. Пограничное положение региона становилось причиной нередких опустошений в годы войн между Швецией и Россией. Согласно Столбовскому договору 1617 года, все Северное Приладожье отошло к Швеции. Со шведским присутствием связан один из самых старых исторических объектов района – "Варашев камень", установленный в 1618 году на Варецком мысу близ деревни Погранкондуши в качестве порубежного знака (там же находится ещё один пограничный камень, обозначавший старую границу между СССР и Финляндией 1917–1940 г.г.). В результате поражения Швеции в Северной войне, согласно Ништадтскому миру, Питкяранта вошла в состав России. В 1812 году согласно манифесту императора Александра I Выборгская губерния (западная часть Северного Приладожья) вошла в автономное Великое княжество Финляндское и почти на полтора века попала под управление финнов. Лишь в 1940 году, в результате кровопролитной советско-финской войны, эта территория была возвращена России. Во время Великой Отечественной Войны на территории Питкярантского и Суоярвского районов шли упорные бои во время заключительного этапа Свирско-Петрозаводской операции войск Карельского фронта в 1944 году. Следы двух прошедших по этим местам войн – многочисленные траншеи, воронки, остатки оборонительных сооружений и по берегам рек Уксунйоки, Лоймоланйоки, Колласйоки, где проходила линия Маннергейма, и шли наиболее упорные бои, на карте обозначено немало братских могил. Интересна история с плотинами, остатки которых являются основами трёх из пяти падунов на р.Уксунйоки. Широкая известность и расцвет Северного Приладожья наступают в XIX столетии, связанные с геологическими изысканиями, когда со строительства первых горных заводов и строительством горняцких поселков началось разрастание деревни Питкяранта, которая становится селом, так как в селении была построена Вознесенская церковь. Начало освоения питкярантских руд было положено в 1814 году с исследования медных руд на горе Аласуомяки, где в 30-е годы XIX века был заложен рудник по добыче не только медной руды, но, позднее, и оловянной, и в 1842 году произошла первая в европейской части России плавка олова. Например, в 1856г. в районе Питкяранты было добыто 144 тонны олова и 16 тонн меди. На водопаде Койриноя была построена плотина, от неё вода по двум водопроводным лоткам направлялась на вододействующие колеса фабрики по промывке руды, привозимой из питкярантских рудников и олово-медеплавильной фабрики. Питкярантские рудники продолжали действовать до начала 50-х годов XX столетия. В Суоярви из болот добывали, как писал А.Альфтан, капитан Генерального штаба и автор книги "Материалы для статистики Финляндии", "отличную железную руду". Во второй половине XIX века и в XX столетии в прибрежных районах Ладожского озера начинается развитие лесной промышленности, были построены лесопильные заводы в Койриноя. На реке Янисйоки в 1904 году была построена бумажная фабрика на пороге Хямекоски. В настоящее время от фабрики сохранились плотина и электростанция. Бумагоделательная фабрика в поселке Ляскеля работает и в наше время, там все еще функционирует немецкая бумагоделательная машина 1901 года. Таким образом, можно сделать вывод о том, что с середины XIX века до, по крайней мере, 1917г., основой экономического расцвета Северного Приладожье явились горнодобывающая и лесообрабатывающая промышленность, базировавшаяся на водопадах рек, которые при этом могли оставаться и в первозданном виде. Исходя из этого, можно предположить, что на плотинах р.Уксунйоки были расположены небольшие заводы по первичной обработке леса и руды, и разрушенные при широкоизвестной кампании по укрупнению хозяйств. 3. Вариант подъезда и отъезда. Подъезд:30 апреля в 20.45 с Ленинградского вокзала мы выехали из Москвы (поезд № 382), а уже 1 мая в 11ч. 07 мин. мы были в Петрозаводске. На станции нас уже встречала заказанная машина (5.500 руб.), пассажирская «Газель». Приблизительно в 15.30 мы подъехали к поселку Лоймола. Собирать каты можно возле автомоста на левом берегу Лоймолы здесь большая поляна способная уместить 3-5 групп , на правом – одноимённый посёлок. В 20 метрах от автомоста выше по течению – устье реки, вытекающей из оз. Лоймолъярви. Отъезд:Автомашиной «Газель» от пос. Уукса до Лодейного поля (время в дороге примерно 3 часа), на месте были около 20.00. Поездом № 381 до Москвы в 23.24 отъезд. В 10.30 8 мая мы уже на Ленинградском вокзале. Аварийные выходы с маршрута. Вдоль р.Лоймоланйоки по орографически ПБ проходит грунтовка на расстоянии 1-2 км из Лоймолы в Кяснясельку, по которой ходят лесовозы, иногда и легковые машины (в 2005 г. её почистили грейдером, сделав вполне приличной для легковушек). Часть пути волока с оз. Сариярви проходит по данной дороге. Р.Уксунйоки пересекает автомобильную дорогу в районе пор. "Сильтакоски" ("Мостовой-2"), к первому на данной реке падуну – пор. "Сионитсанкоски" ("Розовый слон") по ПБ ведёт дорога из пос. Ууксу, однако проход по которой в начале и даже середине мае затруднён обилием снега. 4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. День Дата Участок пути Протяженность, км Ходовое время, ч. Характер пути, способ передвижения Особенности метеоусловий 1/2 30.04/01.05 г.Москва – г.Петрозаводск – г.Суоярви – пос.Лоймола – р.Лоймоланйоки – шив."Двенадцатая" поезд – 850, газель, сплав – 10 Газель-4ч., сплав – 1ч.30мин. Газель до Лоймолы, сборка судов, сплав, шивера "Двенадцатая" солнечно, ветрено, +8..+10ºC Ночь -2-3С 3 02.05 шив."Двенадцатая" – оз.Сариярви – волок на р.Уксунйоки сплав – 40, пешком – 2.5 сплав – 6ч.40мин., пешком – 1ч.30мин. сплав, пор. "Веер", прокладывания пути во льдах на озёрах, пор. "Кривая Бочка", шив. "Раякоски", волок на р.Уксунйоки , +13..+16ºС, оз.Корпиярви и Сариярви покрыты льдом 4 03.05 Оз Саириярви "- шив 31 сплав – 45 сплав – 6ч.45мин. Обнос завала между шив.22-23 мощные шиверы пр.№24 – 31, " Переменная облочность, +12..+15ºС Ночь -3-5 С 5 04.05 Шивера -31 пор."Сионитсанкоски" (Розовый слон) сплав – 25 сплав – 50мин., пешком – 1ч. пор. пор."Сильтакоски" ["Мостовой-2"], пор."Каурокоски" ["Блюдце"], шив."Лососевая "Сионитсанкоски", "** Переменная облочность ветрено, +10..+12ºС 6 05.05 пор."Сионитсанкоски" – пор. «Храмина» сплав – 10 сплав – 45мин. "Сионитсанкоски", "Мельница", "Каньон"*, обнос пор."Храмина"** сильный ветер, +5ºС, днём облачно, до +9ºС 7 06.05 пор. «Храмина» дневка 0 Ночью дождь со снегом -2+3 С 8 07.05 пор."Храмина" – пос.Ууксу – г.Лодейное Поле сплав – 6, Газель – 180 сплав – 45мин шив."Лихая", "Последняя", разборка судов Переменная облачность, +7 +9 С 9 07.05 г.Лодейное Поле- г. Москва поезд-750 Лоция р. Лоймоланйоки от оз. Лоймоланярви до оз.Сариярви. В качестве лоции по обеим рекам использовался отчёт Д. Шварца по р.р. Лоймоланйоки, Пенсанйоки и Уксунйоки №№ Название КС От начала, км. Берег разведки/ обноса вещей и страховки Ориентир Описание и прохождение Устье р.Лоймоланйоки – 1 Порожек 1B – – Сразу же за выходом из озера, под автомобильным и ж/д мостами Длина – 100 м 2 Шивера – 3,5 – Длина – 50 м 3 Шивера 1С 4 – Скала на ЛБ Длина – 150 м, на S-образном ПП – ЛП с прижимом к левобережной скале Неопытным байдарочникам можно посмотреть слева. 4-7 Шиверы – Простые шиверы длиной 50-100 метров, разделённые участками плёса. Мост – 5,5 ЛБ После плавного ПП Зазор ∼40см,обнос по левому берегу. 8, 9 Перекаты – 5,5 Сразу за мостом 10 Шивера "Двенадцатая" 2C 7 ЛБ Длина – 200 м. Узкое русло, повороты, ощутимое падение, ближе к концу прижим к наледи ЛБ, при этом левый гребец может получить травму Небольшое озерцо 8,3 Длина – 800 м 11,12 Перекаты – 9,1 – Сразу за озерцом 13 Шивера – 10,2 – Длина – 700 м. Комбинация плавных ПП – ЛП и ряжевой стенкой посередине 14 Порог "Веер" 3B/3C 11 ЛБ Небольшой разлив после пр.№13. После метровой горки на ПП участок быстротока с камнями в русле, слева цепочка камней острова После метровой горки участок быстротока ∼30м и очень пологий слив (2,5м) с бочкой, затем маленькая горка с еще одной бочкой и короткая выходная шивера. Левая протока непроходима, вся струя бьёт в скалу. 15 Перекат – 11,1 – Сразу за пр.№14 Метровая горка Озерцо 16 Перекат – – На выходе озерца Оз. Корпиярви 12,9 – Длина короткого пути – 2,2км Выход с озера 15,1 17 Шивера – 15,1 – На выходе озера Длина – 100 м. Состоит из двух ступеней, разделённых быстротоком. 18 Порог "Кривая Бочка" ["Ядрёна Вошь"] 3А/3В 15,6 ПБ Крутой ПП, из-за которого слышен шум падающей воды Горка с бочкой. 19 –22 Шиверы – – 23 Шивера "Раякоски" 2B/2B – Скалы с 3-метровыми трещинами 24 Перекат – 18,2 – Сразу за пр.№23 Оз. Сариярви 19,2 Лоция р.Уксунйоки от впадения р. Лоймоланйоки до пос.Ууксу. №№ Название КС От начала, км. Берег разведки/ обноса вещей и страховки Ориентир Описание и прохождение Устье протоки из оз. Полиярви – 10 Шивера – 4 – 11,12 Шиверы – 7,9 – 13 Шивера – 11,8 – 14 Порог 1C/1C 13,1 – На ЛП Мощная струя, валы 15 Порог – 14,8 – Мощная струя 16,17 Перекаты – 15,5 – 18 Перекат – 25,4 – 19 Перекат – 25,5 – 20 Порожек – 25,6 – Небольшой слив 21 Перекат – 26,3 – 22 Шивера – 26,9 – Длина – 100м Разрушенный мост 33,5 На прямом участке пути многолетний завал. По берегам выходы огромных каменных плит и остатки старой дороги, проходящей по ним. Обнос по ЛБ – 20м 23 Перекат – 34,2 – 24 Шивера 1B/1C 34,8 – Длина – 200м 25 Перекат – 35,5 – 26 Шивера 1C/2A 36,1 – Длина – 400 м с выраженной струей и перепадом около 2 метров. 27 Перекат – 36,8 – 28 Порог "Тюфяк" 2A/2B 37,5 – С небольшой бочкой. Достаточно мощный с перепадом около 1,5 м, слив 0,5м с бочкой через всю реку 29 Перекат – 38,1 – 30 Порог 1C/2A 38,8 – Достаточно мощный с перепадом около 2-3 метров 31 Шивера – 39,4 – Длина – 200м Автомост 40,1 32 Шивера – 40,3 – ЛП, за которым слышен шум пр.№33 Длина – 50м 33 Порог "Сильтакоски" ["Мостовой-2"] левая протока: 3A/3B, правая протока: 2C/2C 40,3 ЛБ ЛП реки, за которым начинается пр.№32 Длина – 150м, образован тремя опорами бывшего автомоста, имеет две протоки, разделённых сначала центральным быком, затем 20-метровым островом, в ВП от которого остаются только торчащие из воды деревья и кусты. Чалиться для осмотра порога можно перед ЛП реки, за которым начинается пр.№32. В этом месте в ВП река раздваивается, в НП существует только левая протока. Меньшая правая протока продирается сквозь деревья, в основной левой после ЛП начинается пр.№32, затем вода идёт метров 50 вдоль насыпи дороги, поворачивает направо, где протоки сливаются, и на крутом ЛП между опорами бывшего автомоста падает двумя протоками в основной слив. Для левой протоки, куда идёт большая часть воды: пологий слив 0,7м с чистым проходом слева и мощной бочкой в центре и справа. Затем, через 20м после слива, ПП, слияние двух проток и выходная шивера длиной 100м. Постоянный прижим сначала на камни у левого берега, затем, в НП, на каменистую отмель в центре реки. Для правой протоки: пологий слив 0,5м с чистым проходом справа и небольшой бочкой слева. Через 15м после слива ближе к острову лежит необливной камень, который можно в ВП обойти у ПБ, в НП это сделать сложнее.. 34 Шивера "Лестница" 2B/2B 41 Длина – 500м, начинается на ЛП, состоит из двух ступеней, образованных связками ЛП – ПП, разделённых 50-метровым участком быстротока. Устье р.Пенсайоки 45,6 35 Перекат – 47,8 – 36 Перекат – 50,4 – 37 Порог "Кауракоски" ["Блюдце"] 2B/1С 53,6 – Колодцы разрушенного моста Подковообразный по течению слив 1м через всю реку 38 Перекат – 55,8 – 39 Перекат – 57,6 – Остров 60,6 ⊥ - образный поворот реки 40 Шивера "Лососевая шивера" 2B/2B 69,6 – Обрыв на ЛП. И обрыв, и поворот после начала шиверы, но видно их за 100м до Длина – 700-800м, перепад 6-8м, заметный уклон, особенно в последней трети 41 Перекат – 71,1 – Мощный перекат 42 Порог "Сионитсанкоски" ["Розовый Слон"] левая протока: 4B/4C, правая протока: 3A/3B 72,6 ЛБ/ПБ Чалка перед плавным ПП, порог через 100 м после поворота Длина – 50м. В пороге 2 протоки: правая, непроходимая в НП, в ВП представляет собой очень пологий слив ∼2м с невзрачной, но достаточно мощной бочкой. Левая состоит из пологого слива у ЛБ острова и крутого у ЛБ, разделённых винтообразным валом, идущего от центра протоки к острову. Мощный слив 2,4м в НП и 2м в ВП, основная струя после ПП отходит от ПБ к ЛБ острова – бочка у острова мощная. Много вариантов прохождения. Наиболее оптимальный – там, где винт стыкуется с бочкой острова, и откуда идёт выносная струя. Осмотр слева или справа в зависимости от того куда идти. В НП можно перейти правую протоку вброд и посмотреть с острова. 43 Порог "Мельница" 4A/3C 72,8 ПБ – для обноса, ЛБ – для страховки За пр.№42 200м разлив, покрытый пеной В НП в пороге 2 протоки со сливами ∼2м и мощными бочками (справа мощнее), В ВП – очень пологий 2м слив с бочками, вариантов прохода много, бочки можно почти обойти. 44 Порог "Каньон" 3B/4B 75,4 ПБ – для обноса, ЛБ – для страховки Скалы по обоим берегам, остров и начало шиверы В НП в пороге 2 протоки со сливами ∼1,7м с небольшими бочками, правая более грязная. В ВП – 2,5м слив через все русло с устрашающего вида бочкой (при попадании туда совершенно непонятно, что, когда и в каком состоянии вынесет). Бочку можно обойти слева. 45 Порог "Храмина" 4B/5A 76,9 ПБ После прямого участка: сужение русла, заметный уклон, ускорение течения, начало шиверы Заходная шивера с двумя грядами камней. В НП со второй образуется слив ∼1м, в ВП гряды затоплены, на их месте маленькие бочки. В НП порог заканчивается простым сливом ∼2м с небольшой бочкой слева и мощным сливом (2,5м) без бочки, но с высокими валами справа. В левый слив можно угрестись. В ВП в конце пологий слив ∼4м с буйством стихий за ним. Лезть в бочку по центру совершенно не хочется, можно пытаться обойти её слева, придется пробить тоже не маленькую бочку и не познакомиться с деревом в потоке. Можно пройти и справа, но это чревато попаданием полулагом в косой закусывающий вал высотой ∼2м.. 46 Шивера "Лихая" 2B/2B 77,9 – Сразу за пр.№45 Длина – 2км 47 Шивера "Разгонная" – 81,9 – Длина – 100м 48 Шивера "Последняя" 1C/3A 83,5 – Длина – 500м. В НП ничего из себя не представляет, в ВП несколько прижимов и локальных бочек. 49 Порог "Падун-5" левая протока: непроход, правая протока: непроход/4C 84,1 ПБ Вскоре за пр.№48 в конце длинного плёса появляются строения плотины – начало порога "Падун- 5". Техногенный порог. Осмотр с ПБ и ЛБ. Много поваленных деревьев и мусора.. 4.2 Техническое описание ПБ – правый берег ЛБ – левый берег Катамарн (А) – Тритон «Аргут» 4 местный, жесткая рама. Катамаран (У) – Акваспорт «Урал», 4 местный, полужесткая рама. Катамаран 2К - Новосибирск «Кулик», 2 местный, жесткая рама. 30 апреля – 1 мая Поезд №382, отправление – 20. 45 (30 апреля), прибытие – 11.05 (1 мая). Встретила заказанная машина (пассажирская газель)-5.500 р. Ехали до места стапеля 4 часа(12.00-16.00).Большая поляна рядом с ж/д мостом возле озера Лоймоланярви На месте было 3 группы. Одна большая на 4 катах, вторая на скаутах, третья неизвестна. С кипятить воду для еды большого труда не составит, недалеко лес, ночевка нежелательна возможны конфликты с местной молодежью. Собрали каты и встали на воду. Сразу за выходом из озера, автомобильный мост (под которым много мусора, остатки старых опор арматура). Под ним начинается шивера. До ближайшей стоянки 1.5 часа. Встали на ЛБ перед перекатом. С дровами проблем нет. В лесу снежный покров местами до 0.5.м. проталины на открытых местах. Температура воздуха вечером 8-10 г.р. 2 мая. Подъем в 8 .00 температура воздуха -3 гр. Встали на воду в 11.00. Прошли 19.5 км., средняя скорость движения 4,5 км/ч., общая средняя скорость 3,7 км./ч. Уровень воды средний. Через 15 мин. Хода старый мост. Проход не возможен, обнос по ЛБ. Пороги (не номерные) проходились сходу без осмотра, в походном порядке. Шивера длинной 700 м переходит в порог «Веер». Скорость в шивере согласно навигатору достигала 20 км/ч. По левому борту на протяжении всей шиверы остатки льда возможны травмы гребцов левой гондолы. Порог «Веер» состоит из двух проток ЛП не проходима. ПП косой слив с палкой торчащей с левой стороны, в конце слива бочка.. Осмотр по правому берегу, проход со взаимной страховкой. Возможен обнос по ЛБ. Проход ближе к ПБ. Первый Катамаран «Аргут», второй «Урал», третий «Кулик». Шиверы, перекаты и порог «Ядрена Вошь» проход в походном порядке с взаимной страховкой, сложности не представляет. Озера вскрылись на 50 %, основные протоки свободны ото льда. Толщина льда 10-20 см., лёд человека не держит. Вдоль берега протоки от прогретого берега позволяющие довольно свободно передвигаться. Озеро Сариярви. До места волока проходили в протоках, вдоль правого берега. Частично пришлось рубить лёд. Более мощный катамаран»Аргут» с разгону проламывал канал Волок от озера Сариярви, до озера Полвиярви, в течении 1,5 часов. Хорошая грунтовая дорога 800 м далее тропа 1200 м. В лесу остатки хутора и старых военных укреплений По рекомендации местных жителей костры разводим на старых местах на всякий случай Стоянка (рыбацкая) на берегу хорошо прогрета и свободна от снега. Много места для палаток. Весь день солнечная погода температура воздуха до +15 3 мая. Встали в 8.00 температура около 0 гр.С Встали на воду в 11.00. Прошли о. Полвиярви до устья протоки, которое находится в северо-западной части озера. Вход в протоку был обозначен. Протока представляет собой узкий, извилистый, заваленный поваленными деревьями и палками канал. Из воды торчат сучья перетопленных деревьев и ветви кустарника, чем значительно замедляется прохождение данной протоки. При выходе из протоки на ЛБ хорошее место для стоянки группы не более 10 человек р. Уксунйоки. Ширина 20-30м течение слабое. Все препятствия в этот день проходились в походном порядке с взаимной страховкой. Опасность на реке представляют поваленные деревья. Один завал в районе старого моста не проходим обнос по ЛБ. При наличии бензопилы возможен пропил канала и проводка. Стоянка на ЛБ Прошли 29 км. Погода солнечная температура 15 гр.С 4 мая. Встали в 8.00 температура - 5 гр.С Встали на воду в 11.00. Первая шивера за автомобильным мостом, сразу за ней порог «Сильтакоски» (Мостовой-2). Осмотр и страховка с ЛБ. - проход по ЛП по центральному сливу. Проносная бочка. При выходе из порога прижим к Л.Б. Все остальные шиверы затруднений и интереса не вызывают. Проход в походном порядке, со взаимной страховкой. Остров: проход слева (много поваленных деревьев). Порог «Розовый слон». Правая протока представляет собой очень пологий слив-2м с невзрачной, но достаточно мощной бочкой. Левая протока состоит из пологого слива у ПБ острова и крутого слива у ЛБ, разделенных винтообразным валом, идущего от центра протоки к острову. Мощный слив 2,4м в НП и 2м в ВП, основная струя после ПП отходит от ПБ к ЛБ острова – бочка у острова мощная. Разгрузили суда на ЛБ перед порогом и поставили лагерь .Места для стоянок есть по обоим берегам до и после порога в достаточном количестве Обнесли катамаран «Урал» поставили страховку. Правый слив прошли все. Левый прошли «Аргут» и катамаран «Кулик». Килей не было, прошли чисто. На выходе из порога возле ПБ большой улов в нем собирается много топляка с гвоздями. Оставшееся время потратили на тренировку. Пасмурно температура воздуха 5-9 гр.С Пройдено 27,7 км. Время движения 5 часов. Ходовое время 6 ч. 15 мин. 5 мая. Пасмурно температура 4-6 гр.С небольшой дождь Встали на воду в 12.00. Прошли порог «Розовый слон» по правой протоке, с взаимной страховкой. Вода упала на 15 см., бочка стала жестче. Порог «Мельница». Просмотр по правому берегу. Обнесли «Урал» на страховку и, на разгруженном «Аргут», пошли в крайним левый сливом. Прошли, пробив косую бочку. Поставили два катамарана 4-к.и на страховку, разгруженный «Кулик»пошел в крайней левый слив. Не отработали , закусывает правую ландолу, смывает капитана. Катамаран не переворачивает , матрос чалиться к левому берегу. «Аргут»подбирает капитана. Поломка книц катамарана, ремонт на правом берегу 2 часа. Участвовали в спас. работах группы из г.Москвы, проходящей на двух местном катамаране. Проходим до порога «Каньон» в походном порядке. Порог «Каньон». Осмотр и страховка с левого берега. Представляет собой ровный, мощный слив с 3-мя бочками. Правая, водопадного типа не проходимая. Первой прошел «Аргут», страховка с берега. Второй прошел катамаран «Урал», страховка с воды. Последним катамаран «Кулик» страховка с воды, помощь в страховке оказывала группа из г.СПб на катамаранах «Тритон 2», т.к. были на воде и отрабатывали спас. работы. Порогу «Храмина» предшествует шивера с двумя грядами камней. Просмотр порога осуществляли как с ЛБ, так и с ПБ. На ПБ несколько стоянок, имеется грунтовая автомобильная дорога, удобная для обноса вещей с катамаранами. Не проходим. Обнос по правому берегу. В конце порога стоянка. Время движения 2 ч. 30 мин. Пройдено – 6,6 км. Средняя скорость – 2,7 км./ч. 6 мая. Ночью дождь со снегом температура -2-3 гр.С Днёвка. Осмотр порога « Храмина», Помощь в страховке группе из СПб, 7 мая. Встали в 6.30 переменная облачность температура 5-6 гр.С На воде в 9.00. Проходим шиверы в походном порядке, в 11.30 подходим к порогу «Падун-5», осмотр с ПБ и ЛБ, Правая протока завалена деревьями и металлоконструкциями, Левая – двумя березами. Встаем на антистапель на левом берегу. Сушим вещи. В 17.00 у автомобильного моста забрали заказанную машину, в 20.00 приехали в г.Лодейное поле. В 23.15 поезд «Мурманск –Москва». 8 мая. в10.30 приехали в г.Москву. 5. Сведения о материальном оснащении группы 5.1. Специальное, личное и групповое снаряжение Катамаран четырехместный , 1500 л 2 шт. Катамаран двухместный 1 шт Весла канойные 10+3 шт. Спас. жилеты 10 шт. Каски 10 шт. Гидрокостюмы 10 шт. Насосы 4 шт. Общественные тенты самодельные, 2 шт. Палатка 4местные 1 шт. Палатки 2 местные 3 шт Пила 1 шт. Топор финский "Fiskars" 2 шт. Топор 1шт Лопата 1 шт. Костровой набор 1 компл. Канны. 1 компл. Карабины 7 шт Основная веревка 40 м “Морковка” 3 шт. Гермомешки. 30 шт Радиостанции «Midland 500» 4 шт Gps Garmin 60 Cx 1 шт Рем. набор: 1 шт. Медицинская аптека 1 шт 5. ИТОГИ ПОХОДА, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ. Маршрут был пройден полностью, за исключением порог "Храмина" и порог «Падун 5» что было обусловлено высоким уровнем воды. 1. Маршрут удобен для короткого весеннего похода в начала мая: простая, дешёвая заброска/выброска; оптимальная продолжительность на 4-5 ходовых дней; глухие, нетронутые места; полное отсутствие населения; достаточно серьёзные пороги до 4-5к.с. (по паводку). Единственное условие – непоздняя весна. Наиболее сложные мощные препятствия находятся в конце маршрута. 2. Переход от реки с меньшим расходом 20-25м3/с (р.Лоймоланйоки) к реке с большим расходом 40-45м3/с (р.Уксунйоки), постепенный рост сложности, мощности препятствий, и достаточно равномерное распределение их по маршруту способствуют проведению учебно-тренировочных походов. Значительно возрастает водность р.Уксунйоки после впадения крупного левого притока – р.Пенсанйоки (в пик паводка – 8-10м3/с), что надо учитывать при прохождении препятствий, начиная с пр.№37. 3. Весной обязателен гидрокостюм. 4. Наледи на порогах опасны. 5. Со стоянками проблем нет: в пределах 1 ходового часа всегда можно найти что-либо более-менее пригодное. 6. Торфяные пласты из старых болот часто подступают к самому берегу реки, поэтому при разведении костров необходимо тщательно выбирать место. Схема маршрута.

Fox: .doc - 3.48MB отчет в word



полная версия страницы